Первый мастер спорта СССР одновременно по шашкам и шахматам, Рашид Нежметдинов стал первым татарским игроком, которому удалось достичь немалых высот в советской системе шахмат.
Рашид родился в семье крестьянина в 1912 году. В пять лет мальчик остался сиротой. Его взяли на воспитание дальние родственники из Казани. В голодный 1921-й они вынуждены были отдать ребёнка в детский дом.
Через год из детдома его забрал брат Кави Наджми (к слову, в последствии известный татарский писатель) и заменил мальчику отца. Они жили в Казани. В 1927-м Рашид Нежметдинов стал чемпионом города среди школьников. Через три года он выиграл и взрослый чемпионат.
Окончив школу, Рашид поступил в химико-технологический институт Казани. Закончить обучение парню не удалось. Нужны были деньги, и он вынужден был идти работать. Только в 1937-м Рашид поступил в педагогический институт Казани на физико-математический факультет. В 1939-м он сдал кандидатский минимум. К этому времени талантливый шахматист успел завоевать титулы чемпиона Казани, Поволжья и Татарии.
По окончанию ВУЗа Нежметдинова призвали в армию. Он прошёл всю Великую Отечественную.
В 1950-м Нежметдинов выполнил норматив мастера спорта. В этом году он впервые стал чемпионом РСФСР и повторял это достижение ещё четырежды (1951, 1953, 1957, 1958). Пять раз участвовал в финалах всесоюзных турниров, но гроссмейстерского звания так и не был удостоен. В период расцвета сил Нежметдинов попросту не имел возможности играть в международных состязаниях из-за «Железного занавеса», хотя в силу гроссмейстера, при чем совсем не слабого, конечно же, играл.
Рашид Гибятович очень ценил красоту партий. Он всегда старался наполнить игру изящными комбинациями и эффектными матовыми атаками. Его победы в партиях против Таля, Полугаевского, Спасского и других именитых гроссмейстеров, становились знаменитыми и неоднократно обсуждались на страницах шахматных журналов и газет. Если и турнирных побед у Нежметдинова за всю карьеру было не слишком много, то первых призов за самую красивую партию соревнования у него было предостаточно!
Рашид Нежметдинов написал первый учебник по шахматам для читателей, которые говорят на татарском языке. После его смерти в 1974-м казанская школа шахмат была названа в честь видного шахматиста. Мемориалы Нежметдинова проводятся ежегодно с 1979 года. Дом, в котором жил Рашид Гибятович, и сегодня украшает мемориальная доска.
Интересные материалы
Интересные истории
Нежметдинов был абсолютно лоялен к коммунистическому режиму. Как-то в 1972 году, когда Спасский проигрывал матч американцу Фишеру со счетом 8:11, к Рашиду Гибятовичу в клубе, где тот проводил занятия, подошел мужчина и очень настойчиво допытывался как, по мнению Нежметдинова, закончится матч. По началу шахматный мастер упорно делал вид, что не замечает мужчину. Но тот был слишком настойчив. В итоге лицо Нежметдинова просветлело и он спокойно ответил: «Я верю, что Борис Васильевич на финише соберётся с силами и обязательно выиграет матч у американца». После этих слов подозрительный незнакомец быстро ушёл. «Кто этот провокатор?» - грозно спросил Нежметдинов у своей группы. Как оказалось, никто не знал этого мужчину. Обругав нежеланного всеми возможными словами, Рашид Гибятович подошел к директору клуба и сказал: «Этого провокатора больше в клуб не пускать!». Больше это мужчину в клубе действительно не видели.
Бытовало мнение, что Рашид Нежметдинов так и не выполнил гроссмейстерский норматив потому, что слишком ценил красоту. К примеру, вместо того, чтобы технично довести перевес в партии до выигрыша, Рашид Гибятович мог ринуться в головоломную атаку, что, конечно, давало шансы «половить рыбу в мутной воде» и самому сопернику. Как-то одно из занятий в клубе он начал так: «Я не понимаю, почему за красивую игру не дают разряды. Сейчас я покажу вам партию, проведённую перворазрядником. За неё я бы сразу присвоил ему звание мастера». Очевидно, шахматная красота была ему дороже спортивных результатов, но как мы знаем, шахматы – это спорт, при чем неимоверно жестокий!
Рашид Нежметдинов был секундантом тогда еще претендента на корону Михаила Таля в 1960-м году. У рижанина был ужасный счет с татарским мастером: 1-4! Не исключено, что этот аргумент был не последним при выборе помощника на матч с Ботвинником. Ниже приведена одна из наиболее эффектных побед Нежметдинова над Михаилом Нехемьевичем. Эта партия была признана самой красивой на 29-м чемпионате СССР (1961).