Виталий Цешковский по праву считался одним из сильнейших шахматистов мира в конце 70-х. К сожалению, в условиях советского режима ему не удалось полностью реализовать свой потенциал.
Цешковский родился в Омске 25 сентября 1944 года. С шахматами семилетнего сына познакомил отец. Однако по-настоящему Виталий увлекся древней игрой в тринадцать – довольно поздно по нынешним, да и по тогдашним меркам тоже. Юноша регулярно посещал занятия в омском Дворце пионеров, не смотря на то, что дорога в один конец занимала полтора часа. Уже в 1968-м молодой шахматист из глубинки обратил на себя внимание, когда на всесоюзном чемпионате разделил 4-5 места с именитыми игроками. Позади остались Холмов, Таль, Авербах и многие другие.
В 1972-м и 1973-м Цешковский побеждал на чемпионатах РСФСР. В 1973-м ему присвоили звание международного мастера, спустя 2 года покорился и гроссмейстерский норматив. В 1978-м Виталий поделил 1-е место на чемпионате СССР вместе с 8-м чемпионом мира Михаилом Талем. За всю свою карьеру омский шахматист участвовал в первенствах Страны Советов целых девять раз. Победить повторно, но уже единолично, ему удалось в 1986-м.
Цешковский обладал бескомпромиссным бойцовским характером. Был ярым противником «расписных» ничьих, всегда старался идти на сложную позиционную борьбу. Он побеждал в ряде международных турниров, в частности, в Сочи (1981), Лейпциге (1975), Минске (1982), Дубне (1976), Ереване (1980), Баня-Луке (1981). Он становился чемпионом мира среди юниоров в составе советской команды, в 1977-м выигрывал на командном европейском первенстве, а в 1986-м помог завоевать своей сборной золотые медали Олимпиады.
Не смотря на столь высокие достижения, советская власть не баловала Виталия Цешковского частыми выездами за границу. Большая часть сыгранных им турниров проходила на территории родной страны. Пиком заграничных выступлений гроссмейстера из Омска является 10-й межзональный турнир в Маниле в 1976 году, где он занял 4-е место, недобрав до выходящего в турнир претендентов 3-го места всего пол-очка.
В ветеранском возрасте Виталий Цешковский также не прекращал играть. Он побеждал на чемпионате России среди ветеранов, выиграл европейское первенство в категории сеньоров. Во время первого тура Кубка Краснодарского края по рапиду Виталию Валерьевичу от переволнования стало плохо. 24 декабря 2011 года он скоропостижно скончался прямо во время партии от острого сердечного приступа.
Интересные материалы
Интересные факты
В среде шахматистов Виталия Цешковского сокращенно звали «Цеш», ни сколько не подозревая, что прозвищем «цешок» (от польского «чиша» - тишина) нарекают тихого, смирного , кроткого человека. И действительно, в повседневной жизни Виталий Валерьевич был сдержан, немногословен, несуетлив. Но за доской он был Бойцом с большой буквы!
Цешковский был не только талантливым игроком, но и выдающимся наставником. Его любимым учеником был 14-й чемпион мира Владимир Крамник. С юным дарованием Виталий Валерьевич начал работать, когда тому было 12. Их сотрудничество продлилось целых 8 лет.
Цешковский является редким примером спортивного долголетия в шахматах. В возрасте 60 лет в 2004 году омский ветеран пробился в Суперфинал чемпионата России, в состав которого вошли такие звезды, как Морозевич, Свидлер, Грищук, действующий чемпион мира Каспаров.
Межзональный турнир 1976 года в Маниле для Цешковского можно было бы окрестить «турниром жизни». Нехватающие до выхода в турнир претендентов пол-очка вполне можно было набрать во встречах с победителем соревнования Мекингом или итальянцем Серджо Мариотти. Мекинг трижды (!) предлагал ничью, но бескомпромиссный Цешковский каждый раз отказывал и в итоге проиграл. А во встрече с Мариотти в стабильно равном положении перегнул палку, желая отыграться, и также потерпел поражение.
Трудно отыскать столь порядочного человека, каким был Виталий Цешковский.
Показательна история, рассказанная им своим друзьям. Как-то, играя в одном из не
самых важных соревнований, он получил выигранную позицию. Его соперник
обреченно вышел из зала погулять перед последними ходами в партии, оставив
Цешковского одного под тиканье часов. Но тут произошло ужасное: Виталий
Валерьевич взялся не за ту фигуру. Проигрывающий ход был сделан на доске, хотя
многих шахматистов в данной ситуации терзали бы сомнения — не сказал ли он
«поправляю» в пустом зале. Но Цешковский в силу своей порядочности не мог
переступить черту. Сказал: «Даже если бы я был уверен на 100%, что никто не видел и
никогда не узнает — я бы все равно сделал ход этой фигурой» .