Юрий Авербах является старейшим из ныне живущих международных гроссмейстеров. Чемпион Советского Союза (1954), международный арбитр и заслуженный мастер спорта СССР. Автор ряда книг, уже давно ставшими хрестоматийными в шахматном мире.
Юрий родился в 1922 году в семье лесничего. Детство будущего гроссмейстера прошло в Калуге. Мальчик много читал и увлекался коллекционированием. Когда семья переехала в столицу, он занялся боксом. Но через год отдал предпочтение более интеллектуальному спорту - шахматам.
По окончанию школы поступил в Бауманский технический университет. Там Авербах увлёкся шахматами по-настоящему. С началом войны Юрий не бросил учёбу. Продолжая занятия, он освоил английский язык и усовершенствовал свои навыки в шахматной игре.
Пятидесятые и шестидесятые годы стали самыми успешными в карьере Авербаха. Он дважды выходил в финал межзональных турниров и участвовал в турнире претендентов. Он побеждал на международных турнирах в Джакарте (1960,1979), Вене (1961), Москве (1962), Аделаиде (1960) и Рио-де-Жанейро (1965).
Юрий Львович был незаменим и в командных схватках. В составе сборной СССР он участвовал в шахматных матчах со сборными Югославии, Англии, Швеции, США. Вместе с советской дружиной выигрывал европейские первенства в 1957 и 1965 годах. Москвич стал признанным экспертом в области эндшпиля. Ряд его литературных работ, касающихся заключительной стадии партии, читатель найдет в разделе Библиотека.
Юрий Авербах был членом Исполнительного и Центрального комитетов ФИДЕ. Он председательствовал во Всесоюзной шахматной федерации. Именитый гроссмейстер был главным редактором бюллетеня «Шахматная Москва» и журналов «Шахматы в СССР» и «Шахматный бюллетень», вёл телепрограмму для любителей «Шахматная школа».
Интересные материалы
Интересные истории
Стать шахматным профессионалом Авербаху помог случай. До конца 40-х годов он играл преимущественно от случая к случаю, а большую часть времени уделял научной работе. Далее слова Юрия Львовича из интервью журналисту Евгению Атарову (чтобы ознакомиться с полной версией - качаем файл "Статьи об Авербахе в шахматных изданиях") : "Мне повезло с начальником отдела в институте: заслуженный деятель науки и техники, профессор Константин Ушаков. Как то в конце 40-х он поинтересовался, как у меня сочетается работа младшим научным сотрудником с шахматами. Я честно ответил, что не очень. И он предложил мне на два года оставить институт и попробовать себя в шахматах. Сказал: «Добьетесь большого успеха — хорошо. Нет — возьму назад»... против была вся моя семья: отец, жена. Они считали, что я сошел с ума, бросаю хорошую работу ради каких-то шахмат. Но я хотел попробовать... "
В военное время Юрий Авербах пробыл в эвакуации. Он хотел пойти добровольцем на фронт, но студенту "бауманки" помешала... обувь! Далее слова Юрия Львовича из того же интервью Евгению Атарову: "Нас выстроили в шеренгу. Одеты-обуты все были плохо, обмундирования не было. Нас осмотрел пожилой военный. Неожиданно он остановился около меня и спросил: «И в этих ботинках ты собираешься воевать?» На мне бы ли такие легкие брезентовые ботинки, в которых уже тогда в октябре было холодно. Меня отправили в обувной магазин подобрать нормальную обувь. Моего 45-го размера не было, пришлось отправиться на вокзал, догонять эшелон. Что от меня тут зависело?! Были бы у меня ноги меньшего размера, я отправился бы на фронт, а там кто знает..."