В матч-реванше 1937 года Алехин в шестой партии уже на шестом ходу неожиданно пожертвовал коня. Потрясенный Эйве почти час раздумывал: брать коня или не брать? Ведь фигуру пожертвовал сам Алехин, да еще после многомесячной подготовки. Эйве не взял коня, ошибся и проиграл партию. Долгое время шахматные теоретики разбирали позицию, пытаясь опровергнуть новинку Алехина. В конце концов лишь скромному советскому аналитику И. Гончарову удалось найти успешную защиту за черных, но к тому времени Алехин уже вернул себе шахматную корону.
***
На межзональном турнире 1955 года в Гетеборге советские гроссмейстеры показали замечательный образец коллективного творческого сотрудничества. Болельщики, пришедшие на четырнадцатый тур, с удивлением наблюдали за ходом партий Керес — Найдорф, Геллер — Панно, Спасский — Пильник. На всех трех досках ход в ход разыгрывалась одинаковая партия. Соперники до мельчайших подробностей копировали игру соседей. Оказалось, что за день до того три советских гроссмейстера, готовясь к партиям, собрались вместе и решили, что неплохо было бы испытать новый метод атаки. Случилось так, что их противники — аргентинцы были в курсе последнего слова теории сицилианской защиты. Они, в свою очередь, надумали поймать в ловушку советских коллег, не подозревая о новом способе атаки, изобретенном дружной советской тройкой гроссмейстеров.
Советское новшество оказалось действеннее, и все три партии закончились поражением аргентинцев.
***
Сделав очередной ход, мастер забыл переключить часы и отошёл от столика. Вернувшись, он обнаружил, что его часы идут, он сделал второй ход подряд. Партнёр продумал полчаса и лишь, затем заявил об ошибке соперника. Виновник недоразумения извинился, взял свой второй ход назад, после чего резонно спросил: - Но почему вы так долго молчали, вместо того чтобы сразу указать на мою оплошность? - Я всё думал, нельзя ли воспользоваться вашей ошибкой, - невозмутимо ответил партнёр.
***
Одному шахматисту показалось, что его противник намеренно кашляет. Он решил обороняться и на каждое покашливание отвечал бешеным контркашлем.
***
В 1988 году в Бельфоре состоялся очередной турнир Кубка мира по шахматам, а одновременно с ним проходило первенство Европы по футболу. В отборочной группе советские футболисты обыграли голландцев, и Гарри Каспаров ликовал: целую неделю он подшучивал над Тертом Гейссеном, известным голландским арбитром, судившим турнир гроссмейстеров. Тем временем обе футбольные сборные благополучно добрались до финала, где и схлестнулись друг с другом. На сей раз удача сопутствовала сборной Голландии: переиграв нас со счетом 2:0, она стала чемпионом Европы. Тут уж шахматный судья отыгрался: все оставшиеся на турнире дни он читал чемпиону мира (хорошему футболисту!) лекции по футболу. Объяснял, что такое одиннадцати метровый, кому следует пасовать мяч, какой ногой бить по воротам и т. д. И в результате то, что так и не удалось Карпову, за него сделал Гейссен — он взял у Каспарова убедительный реванш.
***
В чемпионате Англии один из лидеров, известный гроссмейстер, получил от зрительницы записку вместе с пятью фунтами стерлингов. Ее текст гласил: "Дорогой сэр, я большая поклонница вашего таланта, однако эстетическое воздействие ваших комбинаций на меня возрастет еще больше, если вы используете эту скромную сумму для приобретения новой пары носков, и, таким образом, во время прогулок на сцене ваши дырявые носки, которые волей-неволей отвлекают мое внимание от игры, не будут портить мне общее впечатление".